Финансовые санкции за продажу товаров не по месту основного налогового учета

Новости

 

Отечественным субъектам хозяйствования хорошо известны случаи применения органами Государственной фискальной службы Украины финансовых санкций в случае отсутствия накладных на товарно-материальные запасы, по месту фактической реализации товара.

Причиной таких «недоразумений» бизнеса с представителями фискальных органов является неоднозначное толкование и применение содержания отдельных положений законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к полномочиям фискального органа.

Ярким примером является пункт 12 статьи 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 265/95-ВР (далее - Закон № 265/95-ВР), которым субъектов хозяйственной деятельности обязали вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и / или по месту их реализации, осуществлять продажу только тех товаров (услуг), которые отражены в таком учете.

Таким образом, данное положение Закона № 265/95-ВР предусматривает для предприятия определенное ограничение в реализации только того товара, который отражен плательщиком в учета товарных запасов.

Статьей 20 Закона № 265/95-ВР предусмотрены финансовые санкции за несоблюдение требований пункта 12 статьи 3 в размере двойной стоимости товаров, не учтенных по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не менее 10 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Согласно пункту 4 и 6 БУ № 9 «Запасы» утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.10.1999 № 246 запасами является, в частности, активы, предназначенные для дальнейшей продажи (распределения, передачи) в условиях обычной хозяйственной деятельности. Для целей формирования данных бухгалтерского учета в состав запасов включаются в том числе товары в виде материальных ценностей, которые приобретены (получены) и содержатся предприятием / учреждением с целью дальнейшей продажи.

Так, согласно статье 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV (далее - Закон № 996) учетная политика - это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности.

Согласно части 3 пункта 1.3 раздела I Методических рекомендаций по учетной политики предприятия утвержденных Приказом Министерства финансов Украины от 27.06.2013 № 635 (далее - Рекомендации № 635) учетная политика является элементом системы организации бухгалтерского учета на предприятии.

По предписаниям пункта 2.2 Рекомендаций № 635 предприятием избирается один из методов оценки запасов при их выбытии (отпуске запасов в производство, по производству, продаже и/или ином выбытии), приведенных в БУ № 9 в частности: идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов; средневзвешенной себестоимости; себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО); нормативных затрат; цены продажи.

Для всех единиц бухгалтерского учета запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, применяется только один из приведенных методов.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Украины (далее - ВСУ)  в постановлении от 20.01.2015 по делу № 21-275а14 (решении в ЕГРСР № 42685790) изложена существенная на наш взгляд позиция, правовое значение которой для субъектов хозяйствования в сфере торговли сложно переоценить. Так, ВСУ по результатам рассмотрения указанного дела установило, что общество реализует товар в нескольких торговых точках, расположенных в разных районах города Харькова, а бухгалтерский учет ведется в центральной бухгалтерии предприятия, где хранится вся первичная документация, в том числе и накладные на товар. Во время проверки, по убеждению контролирующего органа, предприятием было допущено нарушение требований пункта 12 статьи 3 Закона № 265/95-ВР, а именно отсутствие накладных на товар, который отпускался конечному потребителю в отдельной торговой единице предприятия.

Принимая решение по данному делу ВСУ выразил правовую позицию, что применение финансовых санкций, предусмотренных разделом V Закона № 265/95-ВР на предприятие будет правомерным если этот налогоплательщик не ведет учета товаров вообще или ведет его с нарушением порядка, определенного БУ № 9.

Само по себе отсутствие на момент проверки контролирующим органом накладных по месту реализации или хранения товаров, при условии, что эти товары должным образом учтены в соответствии с Законом № 996-XIV и БУ № 9, не является основанием для применения к юридическому лицу финансовой санкции по основаниям реализации налогоплательщиком неучтенного товара предусмотренных разделом V Закона № 265/95-ВР.

То есть, Верховным Судом Украины сформировал правовой вывод об отсутствии у контролирующего органа правовых оснований для применения к субъекту хозяйствования финансовых санкций в случае отсутствия документов, подтверждающих учет товаров в месте их продажи при условии их наличия в основном, административном офисе налогоплательщика, конечно же при соблюдении требований Закона № 996 и БУ № 9.

Наряду с этим, налогоплательщикам следует учитывать, что по мнению Высшего административного суда Украины изложенной в постановлении от 09.02.2016 № К / 800/22145/15 по делу № 2а-10764/10/0870 (решение по ЕГРСР за № 56155416) установление обстоятельств порядка ведения налогового учета налогоплательщиком, вида утвержденной учетной политики на предприятии, места хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также формы ведения книги учета доходов и расходов при обликовування товарных запасов, свидетельствует о неполноте установления всех обстоятельств дела, может быть основанием для направления дела в суд первой инстанции.

Поэтому если у субъекта хозяйствования утверждена учетная политика, имеются все необходимые первичные документы, на основании которых обеспечено отображение бухгалтерского учета товарных запасов, начиная с момента их ввоза на таможенную территорию Украины, среди которых в частности: грузовые таможенные декларации, складские ордера, товарно транспортные накладные, накладные на внутреннее перемещение товаров, упаковочные листы, акты приема-передачи товарно-материальных ценностей можно смело рассчитывать на признание таких решений фискальных органов о применении финансовых санкций противоправными в судебном порядке.

Поэтому Юридическая компания WinnerLex предлагает учитывать выше приведенную судебную практику в целях избежания недоразумений с контролирующими органами, ведь несоблюдение требований законодательства может привести к непредсказуемым финансовых затрат.

 

 

Статья подготовлена ведущим юристом налоговой и таможенной практики Юридической компании «WinnerLex» Дмитрием Харко специально для сайта blog.liga.net

Авторское право на материал принадлежит ООО ЮК «WinnerLex»
Перепечатка материалов статьи без четкой ссылки на наименование компании, 
а также источник заимствования - является нарушением авторских прав и влечет за собой
ответственность предусмотренную действующим законодательством.