Скрытые риски трансфертного ценообразования

Новости

AAVs

Анна Винниченко, управляющий партнер ЮК WinnerLex, адвокат для интернет-издания Экономическая правда

С 2013 года одним из существенных новаций налогового законодательства Украины является трансфертное ценообразование - ТЦО.

В развитых странах такое регулирование функционирует более 40 лет.

Оно вызвано необходимостью государственного контроля, за ценообразованием между предприятиями - членами связанных между собой транснациональных корпораций.

Сущностью международного регулирования ТЦО является соответствие соглашений между связанными компаниями принципа "вытянутой руки".

Он требует, чтобы цены по сделкам между связанными компаниями соответствовали уровню цен в аналогичных сделках между независимыми компаниями.

Причина такого регулирования простая: манипулирование с ценами в сделках между связанными компаниями может осуществляться для уклонения от уплаты налогов.

Украинские законодатели до введения ТЦО подошли нестандартно и установили несколько трансформированный его вид.

Так, в Украине контролируемыми являются не все операции, а лишь те, которые превышают определенный стоимостный порог и происходят не только со связанными лицами-нерезидентами, но и с комиссионерами-нерезидентами или резидентами территорий, входящих в утвержденный Кабмином перечень.

При этом изменения, внесенные в Налоговый кодекс относительно ТЦО, в определенных случаях не согласованы ни между собой, ни с другими нормами налогового законодательства. На практике это может вызвать разногласия между пониманием прав и обязанностей налогоплательщиков судами, фискальными органами и самими налогоплательщиками.

Одной из самых "белых пятен" ТЦО по-украински является несогласованность между различными нормами по определению, что такое хозяйственная операция для целей трансфертного ценообразования - договор или фактическая поставка.

По Налоговому кодексу такой операцией есть все виды сделок, соглашений или договоренностей, документально подтвержденных или неподтвержденных. Однако в украинском законодательстве такие понятия как сделки, договоры и договоренности не отождествляются, а наоборот, существенно различаются и имеют различные правовые последствия.

По закону "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" хозяйственная операция - это действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале, то есть фактическая поставка, подтвержденная документами. Однако временной промежуток между договором и фактической поставкой может быть большой.

Поэтому при обосновании неправомерного уровня цены для целей ТЦО позиция фискального органа может основываться на том, что хозяйственной операцией для целей трансфертного ценообразования есть отдельные поставки, а налогоплательщик будет правомерно ссылаться на то, что такой операцией считается, подписанный договор.

Также может быть вариант задания со звездочкой: за период между заключением договора и поставкой, страну-нерезидента Кабмин может внести в перечень стран, операции с которыми являются контролируемыми, и здесь начинается самое интересное.

Вместо того чтобы заниматься реальным бизнесом, налогоплательщик будет вынужден зайти в длительную процедуру налоговых споров с непредсказуемым результатом, заплатив при этом еще и немалую сумму судебного сбора.

Еще одной пробелом является отсутствие четкого определения критериев ТЦО.

По разным нормам контролируемыми операциями могут считаться, а могут и не считаться все внешнеэкономические операции с биржевыми товарами, а также внешнеэкономические операции с соответствующим лицом-нерезидентом через комиссионера-резидента Украины, к которому переходит право собственности на товары.

К сожалению, это далеко не полный перечень «белых пятен» Налогового кодекса, которые, надеюсь, когда-нибудь будут устранены.

Пока могу только рекомендовать при составлении документации по ТЦО, а тем более при заключении будущих внешнеэкономических контрактов, детально изучать нормативную базу с учетом специфики сделки и заранее отрабатывать механизм нивелирования налоговых рисков.

Бизнес должен приносить ожидаемую прибыль, а не неожиданные расходы.

 

 

Первоисточник: http://www.epravda.com.ua/columns/2016/02/11/581034/